|
||||
(Автобиографическая повесть) |
||||
|
||||
Кнут
Гамсун |
||||
|
||||
Гром грянул, когда Нина
Александровна, попросила нас принести на урок свою любимую книгу. Я принес
книгу Кнута Гамсуна из библиотеки прадеда. Уезжая в конце августа из деревни,
я часто, с разрешения деда, брал старые, изданные до революции, книги в
Москву, а в июне возвращал их. В этой книге были два романа Гамсуна
"Пан" и "Виктория". Роман «Пан» я прочитал, наверно, раз
двадцать. Меня не столько восторгала нежная любовь простого
лейтенанта Томаса Глана к богатой Эдварде, сколь
изумляло отношение его к природе. Ведь, даже роман Гамсун назвал
именем мифического лесного духа. Никогда раньше мне не приходилось читать
таких красивых описаний природы, леса, фауны. Философские рассуждения о бережном отношении
к природе находили одобрение в моей душе. Но…книгу у меня
отобрали! Отобрала именно Нина Александровна, сказав, что, скорее всего меня
теперь исключат из школы, а у моих родителей будут большие проблемы. Директор,
которого тут же пригласила преподаватель истории, подтвердил, что я принес в
школу "антисоветскую пропаганду", а я никак не мог понять, какая
антисоветская литература могла издаваться до 1917 года. Тогда директор с
завучем отвели меня в школьную библиотеку, дали том советской энциклопедии и
заставили прочесть вслух: "Гамсун Кнут – фашистский норвежский
реакционный писатель. Его романы полны антисоветизма. Особенно романы «Пан» и «Виктория»". Родителей вызвали
в школу, а меня, "отстранив от уроков", отправили домой. Невеселым пришел я
домой, взял по привычке "Комсомольскую правду" из почтового ящика,
открыл, и… снова побежал в школу. В газете были опубликованы письма
А.М.Горького. Горький писал Гамсуну: "Вы величайший писатель мира! Вы
показываете жизнь простого трудового человека. Особенно прекрасны Ваши романы
"Пан" и "Виктория". Горький спас меня. Произошел этот
случай в 1972-ом году. А в 1973-ем я успешно закончил десятилетку. Средний балл моего
аттестата о среднем образовании недотягивал даже до четверки. Отличные оценки
у меня были только по физике, алгебре и геометрии, было три-четыре четверки,
а по всем остальным предметам – тройки. |
||||
|
|
|
|
Во время сдачи выпускных
школьных экзаменов было положено не только присутствие основных преподавателей,
но и ассистентов, а ассистентами на экзаменах по точным наукам часто бывали
преподаватели-гуманитарии. Они иногда удивлялись: |
Преподаватель математики |
Преподаватель физики |
Преподаватель биологии |
Преподаватель французского |
|
– Надо
же, Седов на «отлично» сдал! – Конечно. Он же круглый
отличник – спокойно говорила учитель математики. – Кто круглый отличник? –
удивлялась преподаватель биологии, – Он круглый троечник! А на экзамене по
иностранному языку все было наоборот. Когда я бойко рассказал на французском
языке о себе, о своем городе, о своей школе и что-то еще, ассистент – преподаватель
физики, спросила «француженку»: – Пять? – Какое «пять»? Тройка!
Он первый раз у меня так отвечает, он больше «тройки» никогда не получал! – Ну, давайте хоть
четверку поставим? – предложила другой ассистент. Преподаватель французского Елена Аркадьевна Айзенберг
была растеряна. Она задала мне несколько вопросов, на которые я легко ответил
по-французски. Так в моем аттестате появилась одна из немногочисленных
«четверок». Запомнился и экзамен по
геометрии, который неожиданно показал мне некоторые мои грехи, о которых я до
этого и не задумывался. Экзамен должен был
проходить в два этапа: сначала следовало письменно выполнить, указанную в
билете работу, а затем защитить ее у школьной доски. Я вошел в класс, где проходил
экзамен, поздоровался и подошел к столу экзаменаторов, взял билет, и,… не
взглянув на него, направился к доске отвечать. В спину мне сказали: – Седов! Не тяни время!
Уходи отсюда! «Пять!» Мое самолюбие было
оскорблено. Наверно, так чувствует себя артист, у которого отобрали его
главную роль, отдав ее другому. Когда я поделился этой
бедой с другом Сергеем, тот иронично ответил: – Что, блеснуть не дали?
Аплодисменты не сорвал? Обидели талантливого! – и добавил
серьезно, – Какая ерунда! Было бы из-за чего расстраиваться! Если бы кто другой меня
стал критиковать, я бы, наверно, и слушать его в те годы не стал. Но меня
пожурил друг! Не задуматься тут было нельзя. Кстати, мама оказалась не права в своих предположениях: почти все ребята из нашего класса поступили в институты. |
||||
|
||||
|