|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
Затяжное
июльское ненастье. Дождь льет с серого свинцового неба частыми тонкими
струйками. – Прохудилось небушко. Вот
заготовили бы побольше прутьев, сейчас бы корзины
плели, – ворчит дед. Ненастье испортило
все наши планы. Дед давно на пенсии, у меня отпуск. Делать нечего. Мы сидим в
комнате за столом и разговариваем. – Теперь
вода в реке прибудет. Рыбалке - конец! – Это
почему? – удивляюсь я. – Потому что
с водой в реку всякая грязь течет, удобрения с полей и прочее, а с ней много
корма, а иногда и отравы для рыбы. Клевать теперь не
будет. Ты гляди!.. – дед подходит к окну, – А детям и ненастье нипочем,
играют под дождем. И я эдакой же был. – А ты
помнишь детство? – Отлично
помню, как вчера было. Даже стихи помню, что в школе учили: "Прибежали в
избу дети, в торопях зовут отца: "Тятя! Тятя! Наши сети притащили мертвеца…" Революцию?
Помню, и как Первая Мировая началась”. – А река с
тех времен сильно изменилась? – Местами - си-ильно! – Расскажи
что-нибудь о тех временах! – Что же? Что-нибудь смешное, разве?… Любили
богачи дома на высоком Ветлужском берегу ставить. Тут недалеко от
Воскресенска генеральша жила: ну, вдова генеральская. Дом-от
ее у самого обрыва на угóре
стоял, кáжду весну обрыв подмывáло,
и он осыпáлсь. И вот, она приказала затопить
у берега две баржи песку. Что же?… Берег осыпаться перестал, а река сделала криýль. И так там
вертело!!! У того криуля часовня на берегу стояла в
честь Николая Чудотворца, в народе ее прозвали “Никола вертячий”.
Бывало, адуи1 плоты
ведут, а плот-от у них и завернет, да и начнет
вертеть на одном месте. Так, чтобы “Никола пропустил”, кто-нибудь из
плотовщиков, задолго до подхода плота, уж гонит в ботнике2 на одном весле вперед, причалит к берегу и бегом
в часовню; положит там в копилочку копейку, али две
и скорее назад. «Теперь проедем, плот не отурит».. – Что значит
“отурит”? – Закрутит
на одном месте… Однажды шла служба, всё чин по чину,
дьякон ектению возглашает, а сам всё в окно
поглядывает. И вдруг, вместо положенных слов заговорил: “Отурило-отурило!”
Батюшка из алтаря выскочил: “Что ты, отец дьякон, Бог с тобой!” А тот: “Плот-от отурило!” “Ну, дак что? Службу надо вести!”
Какое там! Уж народ-от весь на берегу. Убежали из
часовни на реку смотреть. Что делать? Искушение! Соблазн! В дедовом
рассказе нет осуждения ни поступку дьякона, ни действиям верующих. Он, словно
сожалея о случившемся, винит во всем какую-то тёмную силу - соблазн. – Рыбачить
генеральша мужикам запретила на четырех верстах по Ветлуге: в двух выше от
имения, в двух - ниже. Да кто же ее послушает? Яры-то рыбные! Вот,
докладывают ей, что в полутора верстах от усадьбы на противоположном берегу
реки мужики рыбу ловят. Она спросит: “Давно ловят?” “С полчаса” “Пусть ловят.
А через час-полтора мужиков задержать и ко мне”. Через полтора-то часа уж
мужики-то с уловом будут! Генеральша улов посмотрит, стерлядей отберет,
остальное отдаст рыбакам. “Чтобы больше не рыбачили тут! Ясно?!”
“Слушаемся!…” Да, как же? На следующий день опять ловят. Генеральша - со стерлядям, мужики - с рыбой. Да... Всё говорили, что
очень она богатая была. Как революция-то сделалась, имение сразу разорили, дак, говорят, ничего не нашли, одни стáры бочки в подвале, да мебель - рухлядь.
Правда, могли они всё с собой забрать. – Что с
собой? – А в имении
прямо из дома был сделан подземный ход в поле. В случае,
если нападут разбойники, они бы ушли по подземному ходу. Так, когда к ним
пришли национализировать, их уже не было. Говорят, они по этому ходу убежали.
– И какова
же их дальнейшая судьба? – А не знай!
Я не интересовалсь, а сейчас уж точно никто не
знает. То время было смутное. Тут, не сказать, чтоб очень далеко, узкоколейка
была: лес заготавливали и до Бора возили. Как всё это в семнадцатом началось,
на узкоколейке бронепоезд появился. Я его видел. Едет вперёд, флаг царской, а
надпись на боку: “Вся власть временному правительству!”; едет назад, флаг
красный и надпись: “Вся власть советам!”; обратно едет, флаг черной с костям и надпись: “Власть
советам! Землю кадетам! А крестьянам - ничего!” Это анархисты едут. – И
анархисты здесь были? – Были. Я
одного знал, в гости к нему ходил. Умный мужчина. И, я вот что думаю: строй анархической лучше, нежели наш. Он дисциплины требует огромной,
самодисциплины. При нашем строе тебя контролируют, а при анархии - нет. Очень
высокую сознательность надо иметь. А потому, общество будет развиваться так:
капитализм - социализм - коммунизм - анархизм. – Может, еще
скажешь, царь будет? – А вот
увидишь, политика перемениться. И церкви снова откроют. Да-да, я знаю! Только
жизни хорошей не сделают. И так попробуют жить и эдак.
И все будет казаться, что вот, еще чуть-чуть, прéждни ошибки исправим и заживём, а все
одно - не ладно будет. Тогда и НЭП опять введут с потребкооперацией и
товариществами разными, дкльцы-воротчлы появятся,
но и это долго не продлиться, лет пятнадцать-двадцать. Все перепробуют и
завоют. Вот тогда про царя и вспомнят. Почитай, весь народ за царя будет! И
не смейся! Царь будет, это точно! И жизнь тогда наладится, при царе только
хорошей станет. Но это уж перед концом света будет. – Разве, при
царе хорошо жили? –
По-всякому. Были и богатые, и бедные, конечно. Но такого, как после революции
началось, не бывало. – Что
началось? – Развал какой-то
началсь. Сказали, что свободу дали. Не то Демьян
Бедный, не то другой кто тогда стих написал: “Ох, как
тетушка Ненила Революцию
срамила: "Вот
свобода, так свобода! Нету хлеба у народа. При царе же Николашке, Ели белы калабашки. А у нашего совету Ничего нету!"” Мы, сначала
не боясь, эти стихи пели, уж потом научились язык за
зубам держать. До революции были и богатые, и средние, и бедные. А после
революции - только бедные. – А кто был
самый богатый в этом крае, самый властный? – Как кто?
Собакин! Это потом уж появились богачи Левашовы, лесопромышленник Беляев, Пузеевы, Штановы и прочие, а
сначала всем владел Собакин. Настоящая-то его фамилия, вроде, Сибирский, а
Собакин - прóзвищё.
Вся вотчина Ветлужская была ему принадлеженá.
И вот, этот Собакин женился на…, на… Да, что это?… Захлестнýло! Ну, ладно, вспомню. В общем, этот
Собакин был нехороший человек! Гроб специальной был
припасён, разукрашенной весь. Станет Собакину скучно, он возьмет и в гроб
ляжет. Всю дворню соберут: “Войте! Хозяин помер!” А Собакин из гроба: “Хорошеньче выть у меня! Аксинья, что плохо воешь, или
рада, что хозяин помер?” “Да, что вы, батюшка, от всего сердца и души вою”.
Вот эдак развлекался. Злой был, как собака, не то,
что Беляев с Левашовым. Те много хорошего делали и развлекались лихо, но
по-доброму. Каждый месяц собирались и решали: “Что в этом месяце хорошего
сделаем?” “Давай новых лошадей пожарной охране купим?” “Давай! А еще что?”
“Вот в этом доме многодетная женщина овдовела”. “Надо помочь! Детей ее
выучить надо”. “Оплатим?” “Оплатим!” А то, Левашов пьяной поедет на лошадях
кататься по деревням. Смотрит, где дети играют у дороги, подъезжает: “Дети,
дождь идет!”, и горсть серебряных монет вверх кидает, потом еще и еще. Теперь
в другую деревню. Ребятишки домой прибегают, приносят
полны подолы монет. Батько-то таких денег в месяц
не заработает. Али так еще… Сидят Беляев с
Левашовым, празднуют чего-нибудь. Скучно! Беляев говорит слугам: “Вон лежит
пьяной у дороги. Подите и
осторожно, чтобы не разбудить, принесите сюда, да в горницу на кушетку
положите”. А в горнице вся стена в иконах, потолок, как в церкви, куполом, а
на нем ангелы нарисованы. Тем временем маленькую девочку нарядят в беленькое
платьице и крылья ей прикрепят сзади. Научат ее, чего говорить, и пьяного
будят. Тот просыпается, перед ним иконы и девочка с крыльями. “Ой! Где я?” “В
Раю, дяденька”. “Так я, что же, помер?” “Помер, дяденька” “Ай-ай-ай!… А ты
кто?” “Я - ангел. Что ты хочешь, дяденька?” “Ангел, а можно мне рюмочку?”
“Можно”. Уйдет девочка на кухню, ей там подадут рюмку водки на блюдечке,
несет пьянице. “Ой, спасибо, ангел. А можно еще?”
“Можно” И так рюмочки четыре, пока снова не заснет. Беляев тогда говорит:
“Пойдите и положите его на прежне место”. Снова унесут пьяного на улицу. А
Беляев увидит городового: “Что это у тебя непорядок
какой, пьяные на дороге валяются”. Городовой подойдет к лежащему,
тычет его саблей в бок: “А ну, вставай!” А тот ему: “Ангел, рюмочку!” “Что?!
Какой я тебе ангел? Ты еще издеваешься? Да я тебя!...” А
тот никак не поймет: откуда в раю городовые? – Ты называл
еще фамилии Пузеев и Штанов. Село Пузеево не в честь ли этого
богача названо? – Да не
такой уж он богатой был. Генерал отставной. То ли
всё Пузеево, то ли несколько домов там его имением
было. Село ли по его фамилии названо, или наоборот: его фамилия от названия
села происходит - не знаю. А Штанов точно был богат, но его богатство, как-то
разошлось быстро, и лес его повырубили. Хотя старожилы до сих пор этот лес
“штанами” называют. Интересно, что оставшийся лес этот имеет форму штанов.
Этих богачей сейчас мало кто помнит. Да, видно не в богатстве дело, а в
широте души, что ли…. Вон, Лещёв купец!... Мельников-Печерский
его поминает в своем романе “В лесах”, а дом Лещёва двухэтажной до сих пор на
нашей улице стоит. Дом-от стоит, а о Лещеве уже
давно никто не помнит. А о Левашове или Беляеве помнят. Те - жертвователи
были, любили помогать и конкуренции в торговле своей не боялись. – А взаймы
давали? – Хм!…
Пришел мужичонка к Левашову: “Не дадите ли взаём
тысячу рублей? Дело своё хочу открыть”. “Не дам!” “Ну, дак простите за беспокойство!” “Стой! Куда пошёл?
Разве на тысячу рублей своё дело откроешь? Ничего у тебя не выйдет. Прибыль,
если и будет, то маленькая; одна суета. Проси пять тысяч - дам! И дело
поставить помогу”. Берет пять тысяч на год. Год проходит - отдавать нечем.
“Не гневись, барышь мал,
отдать не могу”. “Ничего, бери ещё, если надо, тыщи три. Делай дело! Я с этих денег и процентов не
возьму. Я ведь знал, что за год ты не наладишь. Да не торопись отдавать, на
ноги становись”. И ведь поставит дело, и долг отдаст, и сам заживет, Левашова
благодарит. А тот: “Помни, как тебе помог, другим помогай, не скупись, а
бедному и просто так подай. Ведь мы живём не правильно. Мы с Беляевым
говорили - это неправильно, когда одни очень богатые, а другим есть нечего.
Богатые должны бедным помогать. На то им и имение дано”. – А много
народа на них работало? – Не скажу… А вот, как
дела Беляев принимал у своих управляющих, знаю. Те с утра в приемной сидят с
бумагами, ждут. Слуга докладывает: “Проснулся, завтракает, сейчас принимать
будет”. Вот начинается прием… “Капустин! Давай отчет! Что ты мне за бумаги
подаешь? Это отчет? Гляди ко, да ведь от него вином
пахнет и стерлядями, да еще духами женскими. В кабаках
мои деньги прогуливал?” “Что Вы, как можно!” “А почему же от бумаг так несет?
Я чую! Отчет не приму!” “Ей Богу, все по честному!”
“Ну ладно, сегодня отчет принимаю, но так - в последний раз!” Потом и у другого также примет: “Вином пахнет! Духами!” – Какие же
отчеты принимал Беляев? – Он много
чем занималсь, но всё больше лесосплавом. По
Ветлуге в Волгу, а там до Астрахани его беляны3 ходили. – Беляны? – Да!
Большущие баржи, из бревен сделанные, и груженые тоже лесом. А на палубе избы
стоят и поленницы. Приплывут в безлесные места, там их все по бревнышку
разберут. Мне рассказывали, что бывали целые деревни “мартышечные”. – ? – Сейчас
объясню… Вот плывёт беляна по низовьям, лéса там нет, степи одни. Мужичонка
местной (не знай, какой уж они там национальности), садится в лодку и гонит к
беляне на одном весле. Подъедет к борту и орёт: “Русский - дурак! Русский -
большой дурак!” Ну, у ребят на беляне нервы не выдержат, они схватят по
полену из поленницы и в обидчика. |
||||||
А тот ловко
увернется, достанет плавающие полена из воды, уложит их в лодку и снова за
беляной: “Русский - савсем дурак!”
А на беляне уже ждут, в каждой руке по полену. И что же мужичонка?..
так ловко уворачивается, что ни одно полено в него
не попадёт. Наберет полную лодку дров, и домой. Вот их “мартышками” и
прозвали. – Как же
беляна плыла, сама? – Сама!
Сзади большой груз был специально привязан, по дну тащился, чтобы из
фарватера не выйти, да и всяких других приспособлений было придумано немало. – Что же получается,… выходит, беляна медленнее течения
двигалась? – Верно! – Сколько же
времени она до Астрахани плыла? – Дак, наверно, месяц, что ли-то… Считай
сам: версты три в час по семнадцать часов в день. Что получается? – Получается,
за месяц чуть больше полутора тысяч километров. |
|
|||||
– А до Астрахани, должно, столько и
есть. Вот, что значит лесопромышленник, дом-от какой
себе Беляев сделал. Сколько уж лет прошло, а стоит как новой. Построил он его
году в 1904-м. Каждо бревно заставлял через кольцо
пропускать… – Зачем? |
||||||
|
– Затем, чтобы подобрать для
строительства только такие бревна, у которых размер по толщине и в начале, и
в конце бревна одинаковой. Если где, между кольцом и деревом, зазор появлялся
такой, что можно было палец просунуть - то это бревно для строительства не
брали. Наверху террасы сделаны, там Беляев чай любил с
гостям пить и на Ветлугу смотреть. Если весной за полтора-два часа ни одна
его беляна по реке не проплывала, он управляющему разгон устраивал. |
|||||
“Почему баржи неравномерно идут? Нужно, чтобы на прямом участке реки с одной
беляны другу видно было!” – Так часто
ходили? – Это и в целях безопасности делалось.
Ведь, всяко бывало: одна на мель сядет, у другой
канат с грузом порвёт. Сплавщики друг друга выручат. |
||||||
– А где
беляны строили? – А на
песках, на отмели огромной под Ватрухиной горой,
где пляжи-то на три километра тянуться. Там их зимой и строили. А летом,
когда всё это место вода затопит - беляны и всплывут, будут стоять на якорях
и по очереди до Астрахани отправляться. – А дом
Левашова тоже сохранился? – А как же? У автостанции большущий
кирпичный дом, где сейчас военкомат - это и есть Левашовский.
На первом этаже у него шикарный магазин был. Сам Левашов любил хвастаться: “Пусть ко мне в магазин человек зайдет, до голá
разденется, а я его во всё новое одену с ног до головы по его размеру и
званию”. Вот какой магазин был у Левашова. – Вроде,
идет кто-то… |
|
|||||
– Ба, да это
Вадим! Он обычно на неделю приезжает или на весь отпуск. В сенях
слышны шаги. Входит Вадим1. |
1. Вадим – племянник деда,
сын его старшего брата, и, стало быть, мой двоюродный дядя. |
|||||
– Можно? – Пожалте! – встает навстречу дед, – Вадим Саныч собственной персоной! – Так точно,
здравствуй дед, здорово племянник. Вот приехал рыбу на озере половить. – Какая сейчас
рыбалка, – удивляюсь я, – на улицу не выйти, третий день льёт без перерыва. И
конца этому ненастью не видно. – Для нашего деда ненастье не проблема, он его прекратить может. – Что ты
говоришь-то? Я знаю, что дед много чего может: грыжу заговорить или баушку из Нестиар через печную
трубу позвать, но погоду менять никто не может. –
Ошибаешься. Дед! Сделаешь нам погоду к завтрему для
рыбалки? – Сделаю,
коли поможете. А сейчас айдате на кухню чай пить, а
можно и по рюмочке. Всё время,
пока идёт трапеза, я сгораю от нетерпения, хочу узнать смысл шутки об
изменении погоды. “Как же они собираются меня разыграть?” – думаю я, – “Пусть
разыгрывают, должно быть это весело”. Наконец я не выдерживаю и спрашиваю.: – А когда же
погоду будем делать? – Да-да,
погоду! – спохватывается Вадим, – дед, командуй! – Дак, что командовать, чай знаешь… Берите
бумагу и карандаш. Так всегда погоду в старину делали. – Что
сделать-то надо? – не понимаю я. – Надо
написать на бумаге сорок плешивых. – Зачем? – Потом
скажу: “Сорок плешивых, проясните погоду!” и эту бумажку на дождь выброшу. – Ну и что? – А то!
Плешивые станут об облака лысинами тереться и в небе дыру протрут. Ненастье и
прекратиться. Мне
нравиться эта смешная игра. Начинаем писать список. – А умерших можно? – Всех
можно! – Тогда
Хрущева запиши Никиту Сергеевича. – Есть,
записал… *** Мы пишем уже
целый час, а в списке только тридцать пять человек. Больше лысых мы просто не
знаем. – Стой! –
говорит Вадим, – у меня начальник на работе лысый. – Тридцать
шесть! – Ну, меня запишите,
– говорит дед, – я тоже почти лысый. – Тридцать
семь! Мы молча
думаем еще минут десять. – Всё,
баста! – говорит Вадим, – Пока мы этих троих оставшихся напишем, ненастье
само кончится. Мы дружно
смеемся. Проходит еще
полчаса. Я снимаю с веревки, высохшее на чердаке белье. Внизу слышится
громкий топот, сначала во дворе, потом в сенях. Слышен скрип двери и громкий
голос Вадима: – Есть!
Вспомнил! Еще одного вспомнил! “Орет, как
ненормальный” – думаю я, и тут же вспоминаю, что на задней улице живет полусумасшедший
мужчина, совершенно лысый. Я сбегаю по лестнице вниз, производя шума больше,
чем Вадим: – И я!… И я
знаю! – Тридцать
девять! Ну!? – Да, право,
ничего в голову не идёт. – Тьфу ты!
Взрослые люди, а занимаемся какой-то ерундой. Лучше радио включи, сводку
погоды послушаем. Сейчас без пяти шесть, а в шесть погоду Горький передавать
будет. Мы замираем
у репродуктора. Прогноз безрадостный. – Дед, а из
тех, о ком ты мне сегодня рассказывал, был кто-нибудь лысым? – Верно! Анархист-от лысым был. – Пиши!!! –
в один голос восклицаем мы с Вадимом. Итак, плешивые написаны, можно бросать бумагу “на дождь”. – Пошёл
бросать, – говорит дед. – А когда
теперь разъяснит? – Можете
собираться на рыбалку. Завтра с утра будет солнечно. Я не обращаю
внимания на слова деда, а Вадим напротив, каждые пятнадцать минут подходит к
окну и внимательно смотрит на небо: – Ну,
давайте, плешивые!… Еще через
некоторое время слышу с кухни радостный крик Вадима: – Есть!
Молодцы, плешивые! Мы выходим на крыльцо. Дождя нет, а в серых вечерних облаках большая
дыра, через которую видно голубое небо. Проходит еще два часа и небо
очищается полностью. И в самом деде, завтра - на рыбалку. |
||||||
|
|
*** |
|
|
||
Старина-старина. Какие
люди жили! Даже погоду делать умели. Ну, чудеса!… |
||||||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|||
|
||||||